Основная информация
Музей Асиян расположен на побережье пролива Босфор по соседству с крепостью Румели. Этот изящный трёхэтажный деревянный особняк с 12 комнатами был собственноручно спроектирован и построен в 1906 году знаменитым турецким поэтом Тевфиком Фикретом (1867-1915). В его стенах литератор провёл девять последних лет своей жизни. В 1940 году здание было приобретено муниципалитетом Стамбула с целью создания в нём литературного музея.
Сегодня на первом этаже находятся рукописи и фотографии периода литературного движения «Edebiyat Cedide», личные вещи и библиотека одной из первых турецких поэтесс Нигар Ханым, а также предметы коллекционирования поэта Абдюльхака Хамита Тархана. Отдельное место занимают два живописных полотна кисти последнего наследного принца османской династии Абдюльмеджида II. Одно из них, под названием «Sis» (Туман), было написано правителем под впечатлением от одноимённого стихотворения Фикрета. Верхний этаж занимают личные вещи и произведения самого хозяина дома.
Останки Тевфика Фикрета были перевезены на территорию музея и перезахоронены здесь в 1961 году.
Фикрет Тевфик (1868—1914) — виднейший турецкий поэт. Вырос в семье чиновника. Начал писать с 14—15 лет. Учителями Фикрета были Муаллим Фейзи, Наджи и Реджаи-заде Экрем. Несколько лет Фикрет служил канцелярским чиновником, потом был преподавателем французского и турецкого языков. В эти годы печатал преимущественно подражательные стихи в журналах и газетах («Терджюмани хакикат», «Мерсад», «Ма’люмат») под псевдонимом Назми, Мехмед Тевфик.
В турецкой литературе в этот ее период шла борьба между двумя идейными течениями: западным (грабчылык) и восточным (шаркчылык). Вне борьбы стоял двухнедельный журнал «Сервети Фюнун». Фикрет, став редактором «Сервети Фюнун», собрал вокруг себя сторонников западного течения. Группа во главе с Фикретом, в которую входили И. Сафа, Г. Сирет и др., представлявшая прогрессивную силу, постоянно преследовалась Абдул Гамидом II. В 1898 появилась книга стихов «Ребаби шикесте» (Разбитая лютня), а через год второе издание ее. Это было серьезным событием в литературе того времени, так как сборник был проникнут революционными настроениями.
В 1901 «Сервети Фюнун» был закрыт; авторов его заставили замолчать. Но Фикрет в это время все же написал свое знаменитое произведение «Сис» (Туман), направленное против деспотического Стамбула, «Лахзеи теаххур» (Миг замедления), вызванное покушением на Абдул Гамида в июле 1906, «Миллет шаркысы» (Песня нации), явившееся самой сильной одой в честь младотурецкой революции 1908. Сознание темноты окружающей среды, гнет деспотизма порождали пессимистические мотивы в творчестве Фикрета. Но наряду с ними в творчестве Фикрета жили и другие настроения. Он верил в светлое будущее и все свое творчество отдавал воспитанию и подготовке молодого поколения, от которого ожидал освобождения народа. Книга Фикрета «Халюкун дефтери» (Халюк — имя его сына) содержит много прекрасных стихотворений на эту тему. Фикрет был одним из тех крупных поэтов, личная жизнь, общественная деятельность и идеалы которых неразрывны. Среди поэтов «Сервети Фюнун» он был одним из немногих, кто поэзию употреблял как оружие в борьбе против врагов народа и культуры.
Фикрет с большим восторгом встретил младотурецкую революцию 1908. Вместе с группой товарищей он издавал газету «Танин» (Звон). Однако, увидев, что революция лишь сменила один эксплуататорский класс другим, Фикрет снова выступил с общественным протестом. В это время он написал свои воинственные стихотворения против эксплуататоров: «Хитаба» (Речь), «Мюджахид лисанындан» (От имени борца), «Токсанбеше догру» (К событию 95 года), «Хани ягма» (Пища ограбления) и др. С этого времени все более увеличивается число врагов Фикрета. Завязывается борьба между Фикретом и поэтом-панисламистом М. Акифом и др. Националисты также относились к Фикрету враждебно. Но Фикрет имел и сторонников.
Творчество Фикрета является крупным этапом в развитии турецкой литературы. Он значительно содействовал развитию турецкого литературного языка, обогатил музыкальную сторону стиха, реформировал рифму, поставил ритм в зависимость от содержания. Фикрет расширил тематику турецкой поэзии. Он лучше, чем кто-нибудь, умел сочетать в единое поэтическое целое мысль и чувство, образы реальной жизни и большие социальные проблемы. Ф. был реалистом. «Рыбаки», «Деньги и жизнь», «Смерть Гасана», «Завтра», «Прощение Халюка», «Верблюжья голова», «Прошедшее и грядущее», «Как наступит утро», «Памятник труда» и мн. др. его стихотворения являются жемчужинами турецкой поэзии. Фикрет умел из «простых», «маленьких» тем делать серьезные философские выводы. Фикрет писал и о детях. Его книга «Шермин» — лучший образец турецкой детской литературы.
Одно из лучших, бессмертных произведений — «Тарихи кадим» (Древняя история). Оно подытоживает идейный и поэтический путь Фикрета. Этот путь от идеализма к материализму, от теизма к атеизму. Фикрет в этой замечательной поэме показывает подлинное гнусное лицо прошлого, останавливается на настоящем и ярко рисует облик будущего, где нет ни войн, ни жалоб, ни лжи, ни злодейства, ни бога, ни раба. В «Тарихи кадим» нашла свое выражение самая передовая, революционная мысль Турции того времени.